8 апреля 2003 года завершился гражданский процесс в Тираспольском городском суде (судья Г.Безруков) в суде первой инстанции "А.Кураш и ГУ "Регистрационная палата ПМР" против А.Куряева и массовой общественно-политической газеты "Приднестровье". В качестве третьей стороны без самостоятельных требований в данном процессе участвовало Министерство юстиции в лице министра юстиции В.Балала.
Решением суда исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Конфликт был порожден публикацией в газете "Приднестровье" материала гр-на А.Куряева в которой содеражалась информация (признанная судом недостоверной), направленная против ГУ "Регистрационная палата ПМР". Гр-ном А.Куряевым также было направлено письмо аналогичного содержания в адрес Президента ПМР, Председателя Верховного Совета ПМР и министра юстиции.
Как было заявлено в официальном письме Министерства юстиции ПМР «Городской суд принял решение», представленном в газету «Днестровская правда»:
«Ответчики не доказали фактов нарушения регистрирующим органом действующего законодательства, а также совершения руководителем ГУ «Регистрационная палата» должностных правонарушений …
По ходу слушаний позиция ответчиков по ряду существенных положений письма была изменена …
Судом была установлена недостоверность опубликованных сведений. Суд принял решение исковые требования удовлетворить в полном объеме, подать кассационную жалобу - право ответчиков».
В связи с появлением в газете «Приднестровье» от 8.04.03 № 66 (2076) публикации «Запрещена цензура СМИ» с редакционным примечанием о действующей в ПМР цензуре, где в частности упоминается судебный процесс по иску ГУ «Регистрационная палата» и ее директора Кураша А.П. к директору О.О.О. «Фирма инвалидов «Куран» Куряеву А.В. и редакции газеты «Приднестровье» о защите чести, достоинства и деловой репутации, заявлено, цитируем: «Редакция газеты считает исковые требования абсолютно надуманными, и журналистский коллектив уверен, что и в ПМР назрела необходимость законодательной защиты СМИ – детальной, а не декларативной».
В свою очередь директор Регистрационной палаты А.Кураш обратился в газету «Приднестровье» с целью публикации материала следующего содержания:
Свобода слова или анархия?
В последнее время на страницах газеты «Приднестровье» появляются публикации – аннотации к судебному процессу по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации ГУ«Регистрационная палата» и ее директора Кураша А.П. в котором ответчиками выступили директор О.О.О. «Фирма инвалидов «Куран» Куряев А.В. и собственно сама редакции газеты «Приднестровье».
8 апреля 2003 года (в день, когда ответчиками процесс был проигран) в № 66 газета «Приднестровье» представила очередные размышления на этот счет, где на фоне размышлений о защите гласности и свободы слова редакция указывает, что обращения в суд за компенсацией морального вреда, нанесенного распространением недостоверных сведений, и опубликование опровержения на основании судебного решения являются не чем иным как грубой цензурой свободного творчества.
Интересно, с каких пор отстаивание своих прав в суде стало называться цензурой? Ответчики имели полное право доказывать, что распространенные ими сведения являются достоверными, однако они не смогли сделать этого. Действующее законодательство, которое, по их мнению, нарушали истцы, оказалось не знакомо им. Ответчик - предприниматель Куряев А.В. даже неоднократно с гордостью подчеркивал - «да, я юридически неграмотен». Это не лишает его, безусловно, права на свою точку зрения, но если вы обвиняете кого-то не на лавочке с соседями, а в прессе, имейте честь потом достойно ответить за свои слова. И в этом случае, если ваша позиция оказывается беспомощной, нужно иметь элементарную совесть, чтоб признать свои ошибки и некомпетентность.
Факт того, что ответчики отклонились от материалов распространенных в СМИ сведений, подтверждено их собственными словами. Судебный протокол зафиксировал то, что ответчики в ходе процесса стали искать некие нарушения в действиях регистрирующего органа, которые не имели никакого отношения к содержанию порочащей публикации. Газета и сейчас в своих статьях-аннотациях не стесняется демонстрировать незнание действующего законодательства, понятия «третьи лица с обязанностями истца» гражданско-процессуальный кодекс ПМР не содержит. Перлы вольнодумия отдельных журналистов – вот она истинная свобода слова!
Кроме того, как выяснилось в суде со слов главного редактора газеты «Приднестровье», редакция не вправе отказать в публикации материала направленного в редакцию в виде письма, какого бы оно ни было содержания, главное, чтоб адресатом в этом письме значились должностные лица ПМР. Вот так, укажи в углу фамилию одного из высших должностных лиц Республики, напиши на кого-нибудь клеветнический материал под видом критической оценки (здесь уместно вспомнить признания «критика» Куряева А.В. о его юридической неграмотности) и направляй в газету «Приднестровье». Там действует настоящая «демократия». Не важно, что автор такого письма может анализировать нарушения закона, не зная его, давать резкую оскорбительную оценку событиям, не участвуя в них, и описывать поведение должностных лиц в ситуациях, в которых сам не имеет чести присутствовать. Просто вседозволенность мысли. Не кажется ли вам, что это уже попахивает анархией? Такая демократия легко может переводиться в охлократию. Газета борется с цензурой под лозунгом: «Опубликуем все что захотим и про кого захотим». Под этим катком совсем хрупким выглядит искомый принцип журналистики – объективность. Именно к ней призывали истцы, но видимо позиция журналистов газеты «Приднестровье» иная.
В случае, если оскорбляемый человек пожелает защитить свою честь в суде, то же СМИ изящно выдает на гора изречения о «беспределе человеческих амбиций» о «подкреплениях солидным должностным портфелем». Более того, еще и поиронизируют над статьей 30 и 32 Закона ПМР «О печати и других средствах массовой информации», где сказано, что журналист может и обязан проверить достоверность поступившей к нему информации, - «мол, дескать, чего это мы должны с Вами связываться по поводу поступившего на Ваш счет материала». Указанные журналисты высказывание противоположной точки зрения, оказывается, называют «предварительным согласованием публикации». Замечу, что истцами в суде ни слова не было сказано о «предварительном согласовании». Перевирание фактов - это видимо очередная характеристика гласности по нормам газеты «Приднестровье»: «Мы вас грязью польем, а вы не оскорбляйтесь за честь мундира».
Вот уж действительно редакция газеты дает уроки основ демократии. Хотя уважаемый читатель, если Вы уже знакомитесь с этим материалом без редакционных примечаний на полосе массовой общественно-политической газеты «Приднестровье», можно сказать, что ростки демократии, а не «профессиональной заинтересованности», как раз чести того самого мундира, действительно пробивают иссохшую почву нашей прессы.
Однако от редакции газеты «Приднестровье» никакой реакции не последовало.